13 Апреля 2020
Работа по трудовому договору может подразумевать творчество. Например, инженер-программист разрабатывает компьютерные программы, фотограф делает фотографии, художник-дизайнер компьютерной графики создает графические и видеоматериалы, журналист пишет статьи. Все это может быть результатом творчества, интеллектуальной деятельности. Однако интересы нанимателя не всегда совпадают с правами работника.
В авторском материале для правового журнала «Юрист» специалисты «Алейников и Партнеры» осветили ключевые аспекты оформления служебного произведения с работником IT-компании: на что обращать внимание нанимателю, чтобы на случай спора иметь доказательства.
Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю (п. 1, ч. 1 п. 2 ст.17 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», далее – Закон). Наниматель вправе использовать служебное произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам использовать его.
Наниматель не ограничен в обнародовании служебного произведения, а работник-автор не вправе его отозвать (п. 4 ст. 17 Закона).
Наниматель не ограничен правом работника-автора на неприкосновенность служебного произведения в случаях, когда нужно внести изменения, сокращения, дополнения в такое произведение, чтобы адаптировать его к конкретным условиям использования (п. 6 ст. 17 Закона).
Таким образом, за работником в полном объеме сохраняются только право авторства и право на имя (ст. 15, 17 Закона). Если наниматель планирует указывать в произведении только свое имя или наименование, то ему следует заручиться письменным согласием своего работника на то, что созданные им служебные произведения будут использоваться без указания имени автора (анонимно). Сделать это можно как в трудовом договоре, так и в другом документе, который подписывает работник.
Главным последствием неправильного оформления отношений между нанимателем и работником (в части создания служебных произведений) является то, что наниматель оплатил труд работника, но при этом не вправе использовать его результаты.
Если наниматель использовал произведение, исключительное право на которое принадлежит работнику, без его разрешения, работник может взыскать с нанимателя:
В соответствии с трудовым законодательством работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам (п. 2 ч. 1 ст. 53 ТК). Суды не исключают возможность выдачи нанимателем заданий в устной форме.
Если задания поручаются только устно (при отсутствии другого основания для признания произведения служебным), это может создать проблему для нанимателя. Так, если работник будет требовать признания прав на произведение за ним, нанимателю для подтверждения обратного нужно будет доказать факт наличия задания и его содержание. Для этого следует заручиться показаниями свидетелей.
Будут ли свидетели готовы поддержать нанимателя в спорной ситуации, заранее прогнозировать невозможно. Поэтому с точки зрения безопасности и правовой определенности для нанимателя задание в письменной форме явно выигрывает. Но только если оно оформлено правильно.
К наиболее распространенным ошибкам в оформлении служебного задания относятся:
В практике часто встречается еще один вопрос, который в большей мере касается IT-специалистов. В их работе для постановки заданий часто используются системы управления проектами и другие сервисы (Jira, Redmine, Confluence и др.). Является ли информация из этих источников допустимым доказательством в суде? На этот счет законодательство однозначного ответа не дает, белорусские суды конкретную позицию не сформировали.
Если наниматель желает непременно уйти от «бумажной» постановки заданий на создание служебных произведений и планирует ставить такие задания исключительно в цифровом виде, то ему следует учитывать некоторые нюансы:
Для этого целесообразно использовать реальное имя и инициалы работника, домен нанимателя, зафиксировать имя учетной записи работника в документе, который предоставляется для ознакомления работнику под подпись (приказ нанимателя, иной документ), а также дату его присвоения.
Если служебное произведение создается в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором, нанимателю следует оформить соответствующие обязанности работника надлежащим образом. Должностные обязанности работника чаще всего содержатся в должностной инструкции.
К наиболее распространенным ошибкам в оформлении должностной инструкции в данном контексте относятся:
Формальное толкование законодательства о служебных произведениях позволяет сделать вывод, что произведение может быть создано или по заданию нанимателя, или при исполнении трудовых обязанностей. Достаточно одного из оснований. Однако некоторые юристы с этим не согласны, так как постановка задания, которое не охватывается должностными обязанностями, противоречит нормам трудового права: нанимателю запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 20 ТК).
Для решения этой проблемы в Российской Федерации внесли изменения в законодательство, оставив единственное основание для признания произведения служебным – создание произведения при исполнении трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Тем не менее до 01.01.2008 в Российской Федерации для признания произведения служебным существовало два основания, как и в Беларуси (ст. 14 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах”). При рассмотрении дел суды исходили из того, что наличия даже одного из них достаточно для признания произведения служебным (в том числе только задания, независимо от того, входит ли оно в круг трудовых обязанностей работника). Полагаем, в Беларуси мог бы применяться аналогичный подход.
И наниматели, и работники задают вопрос: «Кому принадлежат права на произведение, которое работник создает в нерабочее время, с использованием собственных средств, вне места нахождения нанимателя?»
Нам неизвестно о судебных постановлениях белорусских судов, которые бы освещали поставленный вопрос. Но есть соответствующие решения российских судов.
Если у нанимателя применяется практика работы в нерабочее время, вне офиса нанимателя, средствами работника, ему следует:
У некоторых компаний есть так называемые Extra Miles – задачи, которые работник не обязан, но может выполнить по собственному желанию. Будут ли произведения, созданные при выполнении таких задач, служебными?
В первую очередь нужно соотнести Extra Mile с должностными обязанностями работника. Например, если результат выполнения задачи - это компьютерная программа, работник является инженером-программистом, а должностная инструкция работнику предусматривает разработку программного кода, то результат выполнения такой задачи, вероятнее всего, будет служебным произведением. Если Extra Miles не охватываются должностными обязанностями работника (например, ввиду того, что они всегда носят разный характер и их невозможно уложить в одну-две должностные обязанности), то для того, чтобы они были служебным произведением, нанимателю нужно позаботиться об оформлении их создания.
С учетом того, что работник может выполнять Extra Miles в нерабочее время, с использованием собственных средств, вне места нахождения нанимателя, следует также оформить это с использованием доступных механизмов трудового права.
Материал в двух частях опубликован на сайте журнала «Юрист» здесь и здесь.