Юридическая
фирма

"Буква Закона": На "нерегулируемые цены" должны составляться прейскуранты и экономические расчеты

18 Мар 2011

Указ №72, внесший веховые изменения в процессы ценообразования в стране, уже две недели активно обсуждается деловыми кругами, экспертами-экономистами, юристами. Но, как известно, порой нормативные акты по-разному понимаются и толкуются теми, кто применяет их на уровне пользователей, и теми, кто контролирует их соблюдение со стороны государства. Каким должно быть ценообразование по "нерегулируемым" товарам (работам/услугам) после вступления в силу Указа №72? Что будут проверять "ценовики" и за что могут привлечь к ответственности?

На эти и другие вопросы в рамках "Буквы Закона", авторской программы Дениса Алейникова, старшего партнера Юридической группы "АргументЪ", ответил заместитель начальника антимонопольной и ценовой политики Миноблисполкома Анатолий Леневич.

20110316_1314_anatoliy_lenevich_600.jpg

Анатолий, эксперты высказывали мнение, что вследствие принятия данного указа уже не должна применяться и будет в ближайшее время официально отменена Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная пресловутым постановлением №183. Что вы думаете на этот счет?

Данное постановление было создано Министерством экономики, и все вопросы, связанные с его изменением и сопровождением, находятся в ведении Минэкономики. Поэтому о том, что оно будет изменено, я официально сказать не могу.

Но сегодня Инструкция должна применяться – это однозначно. В Указе №72 есть норма, которая обязывает применять законодательство в пределах, не противоречащих данному Указу. Сама по себе эта Инструкция не противоречит Указу. Однако если рассматривать формальную сторону и прочитать ее начало, то понятно, что она разработана на основании положений Указа №285, который уже отменен. Поэтому складывается ситуация некоего вакуума – Указ отменен, а Инструкция действует. Думаю, это противоречие должно разрешиться путем разработки какого-то нового документа. Но это решение должно принимать Министерство экономики.

Согласно Инструкции, предусматривается составление субъектами хозяйствования прейскурантов и реестров розничных цен. Должны ли субъекты хозяйствования сегодня составлять такие реестры розничных цен и прейскуранты по нерегулируемым товарам, то есть по тем товарам, которые не попали в перечень по Указу?

Что касается прейскуранта и реестра розничных цен, то пунктом 52 Инструкции предусмотрено, что организации розничной торговли составляют реестры розничных цен или другой аналогичный документ. Это касается регулируемых цен. По нерегулируемым ценам существует такая запись: "Организации в отношении нерегулируемых цен могут составлять прейскурант, реестр или другой аналогичный документ". То есть трактовка более свободная и расширенная, но документ должен быть. И этот подход обусловлен не только Инструкцией.

Я хочу обратиться к Закону о защите прав потребителей. В данном законе предусмотрена обязанность юридического лица раскрыть информацию о товаре. Одним из пунктов, который должен быть раскрыт для покупателя, является цена. Министерство экономики сделало достаточно широкую трактовку, по которой организация может реализовать требования Закона о защите прав потребителей в форме любого документа. Но документ должен быть.

Вы имеете право контролировать соблюдение законодательства о ценах. Давайте представим себе ситуацию. Приходите на предприятие, а прейскуранта или иного документа нет. Вы можете применить какую-то ответственность на сегодняшний день?

Вообще у нас не было таких прецедентов, чтобы мы кого-то заставляли делать этот документ. Все выполняли нормы законодательства. На сегодняшний день в статье 12.4 часть 1 "Нарушение порядка формирования цен" КоАП сохранилась ответственность которая по нашему мнению может быть применена за отсутствие прейскуранта, реестра или иного документа. Поскольку статья называется "Нарушение порядка формирования цен" точно такие же обороты применяются в названии Инструкции - "О порядке формирования и применения цен". Таким образом если положения Инструкции не соблюдаются, то теоретически мы можем применить ответственность установленную в статье 12.4 часть 1 КоАП к тому или иному должностному лицу. Я думаю, что такая ответственность применяться не будет, потому что существует надежда, что предприятия и организации будут выполнять требования законодательства в области ценообразования.

А что будет с экономическими расчетами цен-калькуляциями? Вопрос этот напрямую затронут в Указе № 72. Указом отменена противоправность деяний по реализации товара без экономических расчетов. Но как вы считаете отменена ли тем самым формальная обязанность составлять экономические расчеты, как норма поведения?

В Инструкции №183 осталась норма, обязывающая субъекты хозяйствования составлять экономические расчеты, калькуляции с расшифровкой статей затрат. Эта обязанность на сегодняшний день сохраняется, причем, независимо от того, регулируема ли эта цена или нет. Другое дело, что в соответствие с Указом, за отсутствие этих калькуляций мы применить ответственность к предприятию по соответствующей статье КоАП не можем. Однако в духе Указа будет применять ответственность за отсутствие калькуляции с расшифровками статей затрат по регулируемым ценам. Поэтому вполне очевидно, что невзирая на такие изменения, ответственность все-таки остается.

То есть обязанность составлять калькуляции остается и по регулируемым, и по нерегулируемым ценам?

Да, обязанность остается. Конечно, нас меньше всего будут интересовать нерегулируемые цены, мы практически не касаемся их, чтобы не тревожить организации и предприятия. Поэтому они должны сами принять решение и сделать выводы относительно этого положения.

А если они не сделали выводы и экономические расчеты не составляют? Соответствующая статья КоАП не может уже применяться согласно Указу № 72, можете ли вы привлечь к какой-то другой ответственности такие субъекты хозяйствования?

Нам зачастую приходится проводить проверочные действия по заданию правоохранительных органов и органов прокуратуры. Если мы придем на предприятие и на нем не будет этих экономических расчетов, то в соответствии с нашими процедурами мы предъявим вполне законное и обоснованное требование и предложим составить такие расчеты. Если такие расчеты все-таки не будут составлены, и они вдруг понадобились нам, то еще есть механизмы для привлечения к ответственности. Например, в КоАП существует целый раздел "Административные правонарушения против порядка управления". Нам приходилось привлекать по данным статьям тех руководителей, которые отказывались подчиняться нам как должностным лицам государственного контролирующего органа и выполнять наши законные требования. Мы составляли протоколы об административном правонарушении по статье 23.4 "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий".

В каком порядке теперь субъекты хозяйствования вправе формировать цены и тарифы после 1 марта? Интересуют, безусловно, товары (работы/услуги), не попавшие в перечень. Раньше у нас был затратный метод, а какая теперь методика может применяться?

Действующее законодательство в настоящее время, в том числе Инструкция, в частности пункты 5, 47 этой Инструкции, позволяют и дают возможность сформировать отпускную цену по тем принципам и методикам, которые применяются на Западе. Изучив массу литературы, я пришел к выводу, что в любой стране, на любом предприятии существуют такие экономические расчеты, поэтому так или иначе встает проблема, как это делать. В пункте 5 Инструкции законодателем написано, что формировать себестоимость и определить, что это такое, имеет право само предприятие. Надо сказать, что с 28 октября 2010 года был отменен такой фундаментальный, основательный документ под названием "Основные положения по составу затрат", рудимент советской экономики, который сопровождал нас на протяжении длительного времени. В связи с тем что эти положения отменены, предприятию предоставлено право самому сказать, что является себестоимостью. Одной из возможностей может быть следующая – сформулировать себестоимость, в которую надо положить только прямые затраты. Если почитать пункт 5, то там так и записано, что в себестоимость включаются нормируемые затраты. Из правил экономики известно, что все то, что нормируется, классифицируется как прямые затраты – формируйте себестоимость, исходя из прямых затрат. А на все остальное – производственные, общехозяйственные расходы, а также прибыль – составляются сметы. Суммирование этих смет назовите маржинальным доходом.

Сформировав таким образом цену, предприятия могут более гибко реагировать на изменения в рыночной среде.

Возникает вопрос, как это все оформить. Самое главное – внести соответствующие изменения в свою учетную политику. Законодатель указал, что можно издавать локальные нормативно-правовые акты, в которых определяются все нормативные процедуры по формированию цен.

Переход на такую методику ценообразования – это серьезный шаг, который должен перевернуть мышление не только экономиста, который формирует эти цены. Руководитель должен это понимать, и, соответственно, принимать меры к тому, чтобы перестроить систему управления под возможность формировать цены таким путем.

Есть еще один вопрос, который интересует все субъекты хозяйствования. Можно ли будет по нерегулируемым товарам (работам/услугам) определять цены в валюте или у.е., при условии, что расчет идет в белорусских рублях? Например, указывать в договоре, что цена товара составляет тысячу евро, а оплата производится в белорусских рублях по курсу НБ РБ на дату оплаты.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, что нормативные основы, регулирующие данную проблему, лежат в гражданском законодательстве, в плоскости банковского законодательства, валютного регулирования. Это нашло свое отражение и в Инструкции №183. Инструкцией предоставляется возможность в установленном законодательством случае установить такую цену в валюте. Такая возможность есть, но не у всех. Она определяется нормативно-правовыми актами которые в прямой постановке регулируют эти вопросы. Например, на территорию республики приезжают люди из-за рубежа на отдых, охоту. В связи с этим существует нормативный документ, который позволяет выразить цену путевки в иностранной валюте. Таким образом определенная возможность есть, хотя и ограниченная. Законодательством установлено, что законным платежным средством на территории республики является белорусский рубль, и здесь и законодательство нужно блюсти.

20110316_1315_anatoliy_lenevich_600.jpg

Но сейчас согласно Указу по нерегулируемым товарам у нас вроде бы свободное формирование цен, то есть так, как захотят субъекты хозяйствования. Почему тогда мы не можем установить, что по этим нерегулируемым товарам цена соответствует тысяче евро или тысяче у.е.? Мы же будем рассчитываться законным платежным средством – белорусским рублем. Почему нам это запрещается?

Возможность застраховать свои риски от колебаний валюты наше законодательство позволяет, не используя ценовой механизм. В Гражданском кодексе есть понятие обязательства оно может быть выражено в иностранной валюте, но не цена товара.

А хотелось бы в условных единицах…

Это наша национальная гордость, что мы имеем возможность выражать денежные отношения в национальной белорусской валюте.

Пользователь прислал вопрос: "С 1 января 2011 года прекратили действовать постановления Совета министров от 09.12.2008 №1903 "Об утверждении положения о порядке реализации товаров, работ, услуг по ценам, тарифам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь" и от 01.12.2008 №1834 "О порядке реализации за пределы Республики Беларусь продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры мирового рынка". В связи с прекращением действия вышеуказанных постановлений, какими нормативными актами руководствоваться предпринимателю, осуществляющему оптовую и розничную торговлю продукции по ценам, сниженным с учетом конъюнктуры рынка ниже себестоимости?".

Данные постановления Совмина существовали в условиях, когда существовали основные положения по составу затрат. В связи с этим понятие себестоимости было конкретно определено и формировалось в соответствии с этими положениями. Данные постановления объективно были необходимы в условиях такого регулирования затрат.

Какими нормативными актами нужно руководствоваться сейчас?

В настоящее время возможность реализовать свой замысел о продаже товаров ниже себестоимости заложена в Инструкции №183. В ней определены, какие товары можно продавать выше или ниже себестоимости. Поэтому необходимо руководствоваться Инструкцией и разрабатывать локальные нормативно-правовые акты.

Как может называться такой локальный нормативный акт?

Положение по учетной политике. Только тот стандарт, который уже выработался на наших предприятиях, нужно расширять и дорабатывать: новый рыночный механизм ценообразования требует регламентации всех движений.

Как субъектам хозяйствования на практике понять, как и в связи с чем дорабатывать? Будут проводиться какие-то курсы, будут выпущены нормативные акты? Как понять, куда двигаться, как дорабатывать?

Во-первых, обучение должно быть. Мы идем к рынку: раз есть спрос, раз мы можем его прогнозировать, значит, мы должны и предложить эти услуги по обучению. Во-вторых, важен креатив самих экономистов на предприятиях. Я думаю, что-то родится в этом отношении.

То есть субъекты хозяйствования сами теперь должны породить какие-то курсы, которые научат, как жить дальше?

Я думаю, что эта проблема рано или поздно решится: раз вакуум есть, то он будет заполнен.

Но проверки ваши никто не отменял.

Проверки никто не отменял, но нас не будет интересовать методика затрат на нерегулируемые цены. В законе написано, что мы должны контролировать нормы, нормативы и порядки, поэтому эти вещи проверять мы будем.

Еще один вопрос от пользователя: "Можно ли в прейскуранте указывать не стоимость конкретной услуги (фирма занимается оценочными услугами), а стоимость нормо-часа?".

Нормо-час – это калькуляционная единица, такая же как квадратный метр или килограмм. Поэтому в сфере услуг довольно распространенным является применение такой калькуляционной единицы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ведется рыночная борьба за покупателя, и каждый человек, может адекватно оценить, насколько дорого или дешево ему обойдется услуга в той или иной организации. Поэтому стоимость нормо-часа может быть включена в прейскурант, это будет нормально.

А может у организации быть несколько нормо-часов? Для граждан Беларуси утвержден один нормо-час, для иностранцев – другой по стоимости.

Данный вопрос ничем не регламентирован. Я не находил прямого ответа на него. Я буду исходить из того законодательства, которое идет на смену ценовому законодательству, – антимонопольного законодательства. В данном случае, если вы отдадите предпочтение какому-то сегменту рынка, тем самым кого-то обделив, то это может заинтересовать антимонопольный орган. Поэтому применять разные прейскуранты нужно очень осмотрительно. Выходом из этой ситуации было бы применение порядка предоставления скидок, который в Инструкции №183 составляет целый раздел.

Многие сейчас думают, что и не надо никакого положения о скидках в связи с выходом Указа. Или оно нужно?

Оно нужно, хотя у нас пока еще нет таких острых моментов, связанных с нарушением антимонопольного законодательства. Если кто-то его нарушит, то одним из документов, доказывающих необходимость продавать определенным покупателям по определенным ценам, будет положение по скидкам. Иначе другой участник может сказать: "Он меня вытесняет с рынка, не дает возможности участвовать в этой конкуренции". Это очень тонкие вопросы, поэтому действовать нужно очень осторожно.

То есть даже по нерегулируемым товарам вы рекомендуете иметь положение по скидкам?

Да, скидки должны быть обоснованными. Если раньше было написано "фиксированные скидки", то сейчас слово "фиксированные" убрали, потому что оно вводило некоторых в заблуждение. Раньше было прописано "конкретные условия", а сейчас осталось просто "условия" - то есть трактовка довольно широкая, только пользуйтесь.

Согласно Указу, не является правонарушением целый ряд деяний, в том числе, наверное, самое важное – реализация товаров, работ, услуг при отсутствии экономических расчетов, калькуляций итак далее…. Это на самом деле очень радостно. С практической, правовой точки зрения, что делать сейчас с постановлениями, которые уже вынесены в отношении субъектов хозяйствования до 1 марта по данным составам? Как вы реагируете на эти положения этот Указа?

Мы уже отреагировали. Юридической основой для какого-то реагирования является Кодекс об административных правонарушениях. Там довольно четко и лаконично изложено, что в случае, если смягчается ответственность, отменяется состав правонарушения, деяние перестает быть противоправным, то нормативный акт имеет обратную силу. Соответственно, со дня вступления в силу Указа №72, где было написано, что определенные деяния – в частности, нарушение предельных индексов, нарушение порядка регистрации за исключением регулируемых цен и отсутствие экономических расчетов за исключением регулируемых цен – правонарушениями не являются, и нормы Указа имеют обратную силу. Своими полномочиями, не подавая в суд, мы отменили уже шесть протоколов, составленных по делам об административных правонарушениях по причине отсутствия экономических расчетов.

Указанные положения КоАП распространяются на все аналогичные неисполненные на 1 марта 2011 года постановления.





Архив проекта