Юридическая
фирма

"Буква Закона": онлайн-регистрация компаний в Беларуси

23 Май 2011

Сдан в промышленную эксплуатацию веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каким образом можно будет зарегистрировать компанию через интернет, и готов ли наш бизнес к таким нововведениям?
В эфире "Буквы Закона", авторской программы Дениса Алейникова, старшего партнера Юридической группы "АргументЪ", на эти вопросы ответила начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь Галина Подрезенок

Задача введения электронной государственной регистрации была поставлена в Директиве № 4. Но Директива действует всего ничего. Как удалось так быстро сделать эту работу?

Мы просто работали. В рамках программы "Электронная Беларусь" Министерством юстиции совместно с Министерством связи была заложена программа по развитию АИС ЕГР – нашей автоматизированной системы. В течении всего прошлого года велась работа над созданием веб-портала с целью подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде. Таким образом когда президент подписал Директиву № 4 наш портал был уже готов, мы сдавали его в промышленную эксплуатацию. Поэтому работу эту на тот момент мы уже выполнили.

То есть вы работали на опережение?

Вообще, с принятием Декрета президента №1 и введением заявительного принципа государственной регистрации было понятно, что обязанность проверки документов с регистрирующих органов снята. Фактически сегодня мы не проверяем тот пакет документов, который сократился в разы. Всю ответственность за полноту и достоверность сведений несет гражданин-заявитель. Соответственно, пойдя по заявительному принципу, мы говорим о том, что почему бы тот же пакет документов не подать в электронном виде? Все равно заявитель несет ответственность за те документы, которые он предоставляет.

Как технически индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу можно будет зарегистрироваться? Что нужно будет сделать?

Заявитель должен будет подготовить тот же пакет документов, который он готовит в бумажном виде в рамках Декрета №1. Затем ему необходимо зайти на портал, который будет размещаться по адресу egr.gov.by. Портал пока недоступен для пользователей, потому что пока не приняты соответствующие нормативно-правовые акты (но они уже разработаны). Как только они будут приняты, портал будет доступен. Он состоит из двух частей – открытой и закрытой. В открытой части можно уже сегодня посмотреть всю справочную информацию, нормативно-правовые акты, которые действуют в этой сфере.
Для регистрации заявителю нужно будет зайти в закрытую часть. Заявителю необходимо будет приобрести ключ электронно-цифровой подписи, с его помощью он зайдет на наш портал и будете заполнять заявления. Формы заявлений разработаны в электронном виде и ждут своего утверждения. Они положены в основу портала, и фактически нужно будет только внести свои данные. Более того, в электронном виде сделать это будет даже проще, чем в бумажном. Заполняя заявление, вы просто отвечаете на вопросы например: "В какой регистрирующий орган необходимо обратиться?". На портале можно открыть справочники и понять, куда вы должны подать заявление, и нажимаете на соответствующую кнопку. На портале есть справочник классификаторов видов деятельности: вы открываете их, просматриваете, понимаете, чем будете заниматься, и вводите эти данные. Поэтому заполнить заявление будет даже проще, чем в бумажном виде.

s1.jpg
У нас будет организован доступ к АИС-паспорту. В принципе он уже организован, но только с принятием Декрета на это будут законные основания. Регистрирующий орган в обязательном порядке проверит паспортные данные – тот ли человек подает документы, действует ли паспорт, находится ли гражданин в стране. Всю эту информацию можно проверить, поэтому ввести в заблуждение сотрудников регистрирующего органа не получится.

Что еще, кроме заявления, можно будет подать через веб-портал ЕГР?

Через веб-портал ЕГР можно будет оплатить государственную пошлину за регистрацию. Ее вы можете оплатить на почте и внести все реквизиты через портал, а можете оплатить непосредственно через портал. У нас организована связь с Единым расчетным информационным пространством (ЕРИП), и оплата может быть произведена непосредственно через веб-портал ЕГР.
Кроме того, реализована возможность подачи устава унитарного предприятия и подписи его электронной цифровой подписью. Соответственно, устав, госпошлина и заявление – перечень документов, необходимых для регистрации предприятия, направляется в регистрирующий орган через портал.

Устав в каком виде отправляется?

В формате .rtf. Граждане по-разному ориентируются в информационном пространстве, поэтому мы старались все упростить. Во время разработки портала мы проходили по каждым реквизитам и разбирались, будут ли они понятны пользователям, учитывали все нюансы с точки зрения правоприменительной практики. Нам было легко разрабатывать портал, потому что мы ежедневно работаем с регистрирующими органами, даем им разъяснения, поэтому знаем проблемы, которые у них возникают в процессе работы.

Наши люди больше привыкли работать с физическими документами на бумажном носителе. Что такое устав в формате .rtf? Это бумага, распечатанная на принтере и никем не подписанная, потому что электронная цифровая подпись физически не видна. Если люди привыкли работать с бумагой, смогут ли они получить при электронной системе регистрации в регистрирующем органе устав со штампом регистрирующего органа?

Они его однозначно получат. Вы направили все документы в соответствии с законодательством и ждете уведомления от регистрирующего органа с подтверждением регистрации. Но для того, чтобы получить все документы – свидетельство о госрегистрации, устав с печатью, извещение о постановке на учет, - вам нужно будет прийти в регистрирующий орган. В электронном виде назад мы их не направляем: пока связь с нами односторонняя.
Мы пошли сейчас только по пути регистрации ИП и ЧУП через портал, т.е начали с простого. Посмотрим, как это пойдет в Минске, будут ли обращаться за электронной регистрацией, какие проблемы будут возникать, будем дорабатывать портал по мере необходимости. Поэтому сказать, что мы запускаем его на всю страну одномоментно, было бы просто безумием. Сначала нужно посмотреть, как он будет работать.

Допустим, предприниматель подал через портал все необходимые документы, внес данные о платеже. Что и в какой срок после этого происходит?

После того как вы подали документы и внесли данные о платеже, ЕРИП должен нам подтвердить, что платеж действительно прошел. Только тогда, когда ЕРИП это подтверждает, документы направляются в регистрирующий орган. В Декрете прописано, что документы рассматриваются сразу же после их получения, как если бы гражданин пришел в орган. Точно так же и здесь: пришли документы, сотрудник регистрирующего органа в тот же день начинает рассматривать, и в тот же день направляет уведомление о том, что документы приняты, и о том, что вы зарегистрированы или вам отказано от регистрации по такому-то основанию.

s3.jpg
Уведомление приходит по электронной почте или через портал?

Через портал. Это уведомление подпишет сотрудник регистрирующего органа электронной цифровой подписью.

В течение какого срока можно будет прийти за свидетельством?

Декрет президента №1 устанавливает срок в 5 дней – в этом ничего не изменилось. Портал строился по принципу, заложенному в этом Декрете. Наверное, поэтому мы эту работу быстрее и сделали, потому что у нас уже был нормативно-правовой акт, и мы на нем базировались. Если бы мы ждали дольше принятия каких-то правовых решений, то эта работа затянулась бы года на два. Действует Закон об электронной цифровой подписи, который говорит о том, что можно работать с ЭЦП, поэтому проблем в этом вопросе мы не видели.

Где потенциальные учредители, которые хотят создать предприятие, должны взять средство ЭЦП?

На сегодняшний день у нас заключено соглашение с Министерством по налогам и сборам. Там есть информационно-издательский центр, который будет продавать средства электронной цифровой подписи. По той информации, которая у нас есть на сегодняшний день, стоимость ключа для физических лиц будет 166 000 белорусских рублей, для юридических лиц и ИП – 248 760 белорусских рублей. У предприятий есть 15%-я скидка, если предприятие использует труд инвалидов.
С этим ключом можно сегодня также подать документы на подачу декларации в МНС и отчеты в Белгосстрах. На этом, я думаю, не остановимся, нужно расширять круг государственных органов, с которыми можно работать с помощью электронной цифровой подписи. Я думаю, в этом направлении работа будет продвигаться.

Не скажут ли физические лица, что это удорожает процедуру регистрации субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей?

У физического лица есть выбор, и это самое главное. Если он не желает пользоваться ключом электронной цифровой подписи, то он может прийти на прием в регистрирующий орган и зарегистрировать свое предприятие в бумажном виде. Но сегодня у нас много продвинутых предпринимателей, которые хотят работать с интернетом, мы не должны лишать их такой возможности, а наоборот, должны им ее предоставить. Человек выбирает. Это как в магазине: кто-то купил за 3 рубля, а кто-то – за 300 рублей. Поэтому выбор есть, и это главное.
20110518_1127_galina_podrezenok_1_400.jpg
Какие документы нужно будет представить физическому лицу, чтобы получить средство ЭЦП?

Гражданин должен предоставить паспорт. Когда будут подписаны нормативные документы, процедуру получения ключа электронной цифровой подписи мы разместим на своем портале, оповестим регистрирующие органы, которые на своих сайтах также разместят эту информацию. Там будет подробно описано, что, где, как и в какие сроки. Но кроме паспорта и оплаты я не думаю, что с него что-то еще потребуют.

Электронная регистрация – это, безусловно, прогрессивная процедура, она используется во многих странах мира – например, в Сингапуре, который, согласно рейтингу Doing Business, первый в мире в области простоты процедуры создания бизнеса. Я так понимаю, что по этому критерию сейчас мы с ним сравняемся?

Мы планируем. Сегодня мы занимаем седьмое место, будем, я думаю, не меньше третьего, когда введем эту систему.

Но все-таки менталитет народа одинаковый ли в Сингапуре и Беларуси? Готов ли ментально наш бизнес корректно, осознанно исполнять те правила игры и использовать ту меру свободы, которую вы на сегодняшний день даете? Не приведет ли эта система к росту злоупотреблений в сфере корпоративного права?

По моему личному мнению, оглядываться только на ту категорию людей, которая недобросовестна и хочет ввести в заблуждение государство, мы не должны. Мы должны смотреть и рассчитывать именно на ту категорию, которая понимает, в какой стране она живет, и что нужно делать для того, чтобы мы жили лучше. А вообще, наверное, наш менталитет к этому в полной мере еще не готов. Приведу пример который имел место после введения заявительного принципа госрегистрации: индивидуальный предприниматель подает документы на госрегистрацию, приносит групповую фотографию и говорит: "Я в центре". Ему говорят: "Вы что?!". А он уверен, что выполнил установленную законом обязанность предоставить фотографию и отвечает: "Вы не имеете права мне отказать". Есть, конечно, и такая категория граждан, но это не значит, что она большая и приоритетная.

Мне один бизнесмен сказал, что был больше уверен в своем предприятии и в сохранности своего бизнеса, когда был разрешительный принцип регистрации. Раньше, когда исполкомы обязаны были проверять уставы – они по три раза разворачивали некоторых юристов, чтобы те доработали некорректно подготовленные документы. Но если принимали в исполкоме устав, то можно было быть уверенным, что этот устав соответствует законодательству. Сейчас заявительный принцип у нас, никто ничего не проверяет, и бизнесмен беспокоится, правильно ли в уставе все указано. Это он беспокоится, а многие ведь не думают об этом вообще, и мы наблюдаем эту практику, когда люди просто вытягивают учредительные документы из интернета. Затем, даже не читая, что там написано, вбивают фамилии и отдают их в регистрирующие органы, которые по закону сейчас не проверяют содержание. А завтра такие лица еще через интернет будут их отправлять. Не девальвирует ли это качество учредительных документов? Что вы думаете по этому поводу?

Я думаю, просветительская работа в этом направлении, конечно же, нужна, и мы ее ведем. Мы просим регистрирующие органы разъяснять: отказать в регистрации вы не имеете права, но вы должны объяснить, какие правовые последствия может повлечь неправильно написанный устав. Некоторые с пониманием относятся к этому: когда в регистрирующем органе им указывают на моменты, где позже могут возникнуть проблемы, они решают пойти к юристу и отработать этот документ. С введением заявительного принципа была какая-то эйфория: люди просто брали и на халяву шли регистрировать предприятие. У меня был случай, когда человек спустя две недели после принятия Декрета №1 пришел к нам и сказал: "Я шел мимо, и меня зарегистрировали". Он просто зашел проконсультироваться. А потом только он прочитал вторую часть Декрета о том, кто несет ответственность и какую за достоверность сведений, предоставляемых в регистрирующий орган. Прочитав это после того, как его зарегистрировали, человек не знал, что ему делать.
Работать должны профессионалы. Мы можем разъяснять, можем очень долго убеждать, помогать, как мы это сделали сейчас разработав примерным устав ООО. Но он примерный, его можно только брать за основу и дорабатывать под конкретные условия организации бизнеса. Все нюансы должны быть прописаны. Мы сделали самый простой образец, но только для того, чтобы облегчить работу людям: сегодня те уставы, которые иногда приносятся на регистрацию, вызывают по меньшей мере недоумение. Везде должны работать профессионалы, и наши предприниматели должны ответственно относиться в первую очередь к своему делу, к той работе, которую они начинают делать. Если человек так отнесся к уставу, то как он будет относиться к своей деятельности и какую пользу он принесет стране, если он даже ради себя, любимого, не может подготовить документы в соответствии с требованиями законодательства.

20110518_1126_aleynikov_bukva_zakona_400.jpg Касательно просветительской работы, вот в Декрете №1, есть норма которая гласит, что в случае предоставления недостоверной информации регистрация может быть признана недействительной по решению суда, и все доходы, полученные организацией с самого начала деятельности, будут взысканы в бюджет. Кто об этом знает?
Я думаю, нужно разъяснять это потенциальным учредителям, например, разместить эту информацию на титульной странице веб-портала ЭГР, так, чтобы невозможно было зарегистрироваться, не прочитав ее. Например, как делают в компьютерных программах: когда ты хочешь ей воспользоваться, выскакивает пользовательское лицензионное соглашение - ты должен прочитать его и нажать "ОК", если согласен. Я считаю, и в ЕГР нужно сделать тоже самое. Человека - для его же блага - нужно заставить узнать, что за некачественно подготовленные учредительные документы он может ответить всем бизнесом.

Очень хорошее предложение. Мы, я думаю, эту титульную страницу сейчас переработаем с учетом того, что мы готовы помочь узнать о такой ответственности. Учредитель будет знать, но он должен быть уверен и в том, что будет отвечать.
По указу о контрольной деятельности в течение двух лет вновь созданный бизнес проверить не имеют права. Сейчас как раз закончились два года с введения заявительного принципа регистрации, и если начнутся проверки, то последствия могут быть очень печальные для тех, кто предоставил недостоверную информацию при регистрации.

Средство ЭЦП – это по сути USB-устройство, содержащее ЭЦП, сертификат, ключи. Это устройство, как вы сказали, будет продаваться при предъявлении паспорта. Не возникнет ли такая ситуация, что потом эти устройства будет перепродавать на черном рынке и кто-то с их использованием будет создавать лжепредпринимательские структуры? Рассматриваете вы такую вероятность?

Когда мы создаем что-то новое, конечно, могут быть такие случаи. Но я вам гарантирую, что все меры, которые зависят от Министерства юстиции для того, чтобы пресечь такие попытки, будут выполнены. В электронном или бумажном виде, но мы все равно найдем, кто это сделал, как и почему. Мы и сейчас знаем субъектов хозяйствования, которые пришли и принесли ненадлежащие документы для регистрации. Точно так же будет и с ЭЦП. Механизм все равно будет работать. Попытки такие будут, не без этого, но прежде чем что-то сделать, нужно очень хорошо подумать о возможных последствиях. Электронными средствами будем пресекать такие попытки.

С использованием электронных подписей при подписании документов я вижу еще несколько проблем. Можно ли у нас будет через портал зарегистрировать изменения в учредительные документы?

Мы предусмотрели возможность внесения изменений в устав, но регистрировать пока будем только ЧУП.

s2.jpg
Но можно обсудить эту проблему на будущее. Я знаю, что в некоторых странах, где есть регистрация через интернет, запрещено вносить электронным способом изменения в учредительные документы. Эта мера действует как мера противодействия рейдерству. Например, один из учредителей подключил устройство ЭЦП к персональному компьютеру, пил кофе, забыл, ушел домой. Шел другой учредитель мимо и думает: "Дай-ка я внесу поправки в устав". И через его компьютер с подключенным средством ЭЦП отправляет в ЕГР информацию. Потом отправляет через свой, и получается, что изменения в устав внесены. Как в такой ситуации потом добросовестному учредителю доказать, что он ничего не подписывал? Такие вопросы на практике возникают. Когда они возникают сегодня при разрешении корпоративных споров, мы можем в суде назначить судебную почерковедческую экспертизу и определить, он подписал или нет, и получим ответ эксперта. А как при электронной регистрации провести экспертизу, чтобы доказать, что человек ничего не подписывал?

Во-первых, у вас будет возможность просмотреть информацию на портале о своем субъекте хозяйствования. Если вы увидели, что за вас кто-то расписался или вас "вышли" из числа учредителей, то точно так же можете идти в суд и оспаривать.

Оспаривать можем, а как доказать?

Эта проблема актуальна, когда несколько учредителей. На данный момент мы говорим, что будем регистрировать удаленно унитарное предприятие – там один собственник. Когда их появляется несколько, соответственно, будет вырабатываться другая система, это работа на будущее. Это наша задача, которую мы будем решать в скором будущем. Но для начала посмотрим, как пойдет то, что мы сделали. Если вопросов не будет, идем дальше.

Сегодня представитель юридического лица может зарегистрировать компанию?

Если есть соответствующие документы, что ему доверено, то он может это сделать.

Что это за документы должны быть?

Вы представляете интересы фирмы, значит, идете и берете у нее доверенность.

Наличие доверенности презюмируется порталом, или я должен выслать ее в ЕГР?

Нет, вы только заявляете, что имеете доверенность.

Это интересная система на доверии. Например, в Америке так поступают в судах: приходит представитель, и не предъявляя доверенность суду, заявляет, что представляет такого-то клиента. Презюмируется, что у него есть поручение от данного клиента и доверенность. Никто не проверяет, но если кто-то проверит, то ответственность по закону будет очень суровой. Вы исповедуете тот же принцип?

Да, у нас применяется тот же принцип.

На сегодняшний день портал уже сдан в промышленную эксплуатацию. Когда он будет запущен?

Как только будет подписан проект Декрета. Он уже готов, 1 марта мы внесли его в правительство, сейчас находится на рассмотрении Администрации президента. По имеющейся информации, его должны доложить президенту до конца мая. Я думаю, что если он будет подписан, то с 1 июля мы сможем начать работать.

По всему миру сейчас делается много проектов в области электронного правительства. Вы у кого заказываете разработку этого портала – у зарубежных разработчиков или отечественных?

Разработчиком портала является белорусская организация, которая подчиняется Министерству связи и информатизации. Это чисто белорусский продукт. Главное в этой работе – программное решение и правильная постановка задач. Программист сделает все, а вот правильно поставить ему задачу бывает очень сложно: работать с системой нужно будет исполкомам, райисполкомам, а со сложной системой работать очень тяжело. Поэтому мы работаем, совершенствуем, упрощаем, что-то убираем.

Собираетесь ли идти дальше в реализации электронных процедур? Есть еще пострегистрационные процедуры…

Идей много, работников мало. У нас есть еще одна автоматизированная система – АИС-взаимодействия, с помощью которой у нас осуществляются пострегистрационные процедуры. В промышленную эксплуатацию сдана так называемая вторая очередь: первая очередь – это постановка на учет, вторая – представление документов в электронном виде для ликвидации в упрощенном порядке. Мы спросим таможенные органы в электронном виде, спросим архивы, банки: информацию об открытых и закрытых счетах мы будем получать у них. Если к работе подключаются банки, то с ними можно работать и дальше. Например, если идет арест счетов; может быть, при регистрации субъекта хозяйствования не отправлять его в банк, а чтобы банк резервировал ему счет одновременно с регистрацией. Мыслей у нас много, мы будем еще работать.





Архив проекта