Юридическая
фирма

"Буква Закона": Министр юстиции ответил на вопросы пользователей TUT.BY

16 Ноя 2012

Какой видят роль Министерства юстиции интернет-пользователи? Существует ли "бюрократический ад" в сфере регистрации общественных объединений? Есть ли защита от недобросовестных риэлтеров? Что делать, если директору коллективный договор не нужен? Всех ли юристов возьмут в адвокаты? Об этом и не только…

2012-11-06_slizhevskiy_aleynikov_02.jpg
Олег Слижевский (слева)

В прямом эфире TUT.BY-ТВ на вопросы интернет-пользователей ответил специальный гость проекта "Буква Закона" - министр юстиции Республики Беларусь Олег Слижевский. Модератором проекта выступил старший партнер Юридической группы АргументЪ Денис Алейников.
Олег Леонидович, после анонса о том, что Министр юстиции готов выйти в "онлайн" и в прямом эфире ответить на вопросы интернет аудитории, мы получили не только отзывы удивления и благодарности, но и огромное количество конкретных вопросов интересующих пользователей интернет. Вопросы эти затрагивают разные сферы соприкосновения гражданского общества с правом, но начать наш онлайн-диалог с аудиторией я предложил бы с базисного вопроса заданного одним из пользователей: "Уважаемый Олег Леонидович! Я индивидуальный предприниматель и несколько раз обращался в Министерство юстиции с просьбой разъяснить смысл некоторых норм законодательства по предпринимательской деятельности. Я всегда получал от работников один и тот же ответ: Министерство юстиции не имеет компетенции разъяснять законодательство. В то же время мой знакомый, тоже ИП, обращался в министерство и получил конкретный ответ. Поясните, пожалуйста, ваше министерство имеет компетенцию разъяснять законодательство и давать людям конкретный ответ или нет?"
Анализируя вопросы интернет-пользователей, я отметил, что в понимании широкого круга граждан Министерство юстиции предстает как некий глобальный юридический консультант. Вопросы, которые поступили к этому эфиру, очень разнообразные и затрагивают, по сути, все сферы деятельности. Около половины вопросов, к сожалению, не соприкасаются со сферой деятельности Министерства юстиции. Министерство юстиции это функциональное министерство, которое, с одной стороны, решает широкий спектр государственных задач: руководство нотариатом, деятельностью отделов органов загс, материально-техническое, кадровое, организационное обеспечение деятельности судов, исполнение судебных решений, выдача заключений по проектам законодательных актов, по инвестиционным договорам, которые заключает Республика Беларусь и другие задачи.

С другой стороны, деятельность Министерства юстиции не подменяет и не может подменять работу юристов или адвокатов в сфере предоставления консультаций правового характера. К нам нередко поступают обращения граждан, юридических лиц, коммерческих организаций: "Мы попали в такую жизненную ситуацию… К нам применили такие меры… Скажите, мы правы или нет?". По сути, к нам обращаются как к юридическому консультанту с тем, чтобы мы помогли решить конкретные жизненные ситуации. Это - не задача Министерства юстиции.

Также необходимо отметить, что согласно действующему законодательству, толкование той или иной нормы права имеет право давать тот орган, который эту норму издает. Министерство юстиции может истолковать нормы права в сфере своей деятельности, в рамках нормативных актов, которые само принимает. В целом у Министерства юстиции нет компетенции в разъяснении законодательства, тем более, когда вопрос касается конкретных правоотношений.
Автор ссылается на то, что его знакомый получил такой ответ. В исключительных случаях, когда мы видим, что вопрос затрагивает широкий круг граждан, организаций, когда он неоднозначен или есть поручение вышестоящих органов, например, правительства, мы можем высказать свое мнение. Оно не будет носить характер официального толкования.

Олег Леонидович, а какие автомобили вы предпочитаете? Какой у вас автомобиль?
Служебный – японский, личный – немецкий.

Вот интересный вопрос задают Вам члены клуба любителей японских автомобилей. "Мы члены клуба любителей одной из японских марок. Решили выйти на официальный уровень, принимать активное участие в общественной жизни, осуществлять какие-то акции, мероприятия, поездки в детские дома. Думали создать общественное объединение и столкнулись с тем, что нужно пройти все круги бюрократического ада. Особенно вдохновили такие моменты, как наличие юридического адреса и бухгалтера. Мы энтузиасты, фанатики автомобилей. Нужно ли вообще общественное объединение для клуба любителей автомобилей, чтобы легализоваться? Может, вы посоветуете другую форму организации, не общественное объединение?"
Насколько я понимаю из вопроса, любители определенной марки японских автомобилей уже не просто встречаются и обсуждают, у кого какая поломка произошла и как улучшить внешний вид автомобиля, его технические характеристики. Наверное, это общение вышло на более высокий уровень, когда предполагаются совместные мероприятия. Это подразумевает некую организацию деятельности. По нашему законодательству, чтобы облечь себя в форму юридического лица и позиционировать себя как организацию и иметь возможность обращаться в государственные учреждения, в данном случае нужно зарегистрировать общественную организацию.

По поводу всех кругов ада… Я думаю, просто не прилагались усилия, чтобы создать общественную организацию. Исходя из вопроса, я не вижу необходимости создавать республиканскую организацию. У нас есть несколько уровней общественных организаций. Для создания местной организации достаточно 10 учредителей. Для республиканской - 50 и более. Если есть 10 единомышленников, можно обратиться в Минское городское управление юстиции и, проведя учредительное собрание, подготовить пакет документов и подать их для регистрации. Байкеры, например, в свое время, зарегистрировали такую организацию и потом совместно проводили все мероприятия.

А что им делать с юрадресом, есть возможность не арендовать административное помещение?
По общему правилу, должно быть административное помещение, но в законодательстве есть и исключения из этого правила: в качестве юридического адреса может быть использован одноквартирный блокированный жилой дом или часть блокированного жилого дома. Но соответствующее согласование нужно получить в местном исполнительном и распределительном органе. Есть административная процедура для получения такого согласования: на нее дается 15 дней, и она бесплатная.

То есть нет там бюрократии?
Мне кажется, инициаторы этой организации просто недостаточно поработали над тем, чтобы довести до конца свою инициативу.

Следующий вопрос задавал председатель отделения международного мемориала в Республике Беларусь Владимир Романовский. "В 2011 году группой белорусских граждан было образовано отделение международного мемориала с регистрацией в Москве. То есть это структура, попадающая под определение Статьи 13 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях". В международном мемориале нас зарегистрировали. В соответствии с уставом предложили право регистрации в РБ с правом юридическом лица. Однако Министерство юстиции Республики Беларусь в такой регистрации, как структура общественной организации, зарегистрированной в другом государстве, отказало". Далее, по тексту вопроса я вижу, что автор не согласен с отказом Министерства юстиции. Что бы Вы ответили пользователю?
Предварительно я интересовался, поступали ли такие документы на регистрацию. По данным, которые мне представили мои сотрудники, могу сказать, что документы о государственной регистрации отделения с таким названием в Министерство юстиции не поступали. Возможно, имело место обращение, письменное или устное. Для регистрации отделения международного общественного объединения предусмотрен определенный порядок, который предполагает подачу конкретного перечня документов, в том числе устава. Устав может предусматривать нормы, которые есть в уставе международного общественного объединения. Но поскольку отделение создается на территории Республики Беларусь, оно создается с правами юридического лица, такое отделение должно действовать на основании своего устава. Эти нормы прописаны в Законе "Об общественных объединениях".

Я не могу понять, чем возмущен автор вопроса. Если бы такие документы поступали для государственной регистрации и был отказ, можно было бы предметно говорить, в чем заключались причины отказа. Но эти документы не поступали на регистрацию. Может, автор вопроса хотел легализовать свою деятельность на территории республики в иной форме, но эта форма не предусмотрена нашим законодательством, и ему давалось разъяснение о возможных вариантах. Наше законодательство четко прописывает, какие документы нужны для создания местного, республиканского и международного объединения. Для создания отделения международных общественных организаций тоже нужно пройти такую процедуру. Каждый вправе сам выбирать, в какую форму облечь свою деятельность, и следовать порядку, установленному законом.

В Сети интернет достаточно часто обсуждается вопрос о том, что в Беларуси крайне сложно зарегистрировать общественное объединение или политическую партию. Что Вы думаете по этому поводу? Есть ли какие-то препятствия на сегодняшний день?
Как можно говорить, что у нас сложно зарегистрировать общественное объединение, если на 1 января 2012 года было зарегистрировано 15 политических партий, 998 партийных организаций, 37 профессиональных союзов и 23 тысячи профсоюзных организаций, 2402 общественных объединения, из них 230 международных, 682 республиканских и 1490 местных? По всей территории республики зарегистрировано и поставлено на учет 36 875 организационных структур общественных объединений.

Я не скажу, при этом, что у нас регистрируются все общественные объединения. Есть порядок, который оговаривает, по какой процедуре должно создаваться общественное объединение. Есть требования к документам, которые подаются для регистрации. К сожалению, зачастую те, кто создает общественное объединение, подходят безответственно к ведению документов. На самом деле, в них видно, проводилось собрание или нет. Если мы видим, что записана информация, не соответствующая действительности, она перепроверяется. Потом принимается решение об отказе по той причине, что факта создания просто не было. Решение о создании не принималось, и был нарушен установленный порядок. Часто не хватает добросовестности в подготовке документов. Мы видим, что порой намеренно искажаются факты в представляемых документах. Но удельный вес отказов в количестве рассматриваемых документов незначительный.

Спасибо за исчерпывающий ответ. Вторая активно затрагиваемая проблема на форуме – вопрос "фиктивных" риэлтерских услуг в сфере найма жилья. Я думаю, что многим студентам и молодым семьям знакома эта проблема. "Здравствуйте, уважаемый Олег Леонидович! Я хотел снять квартиру. Просматривая объявления, нашел подходящий вариант. Позвонил – мне ответили, что это агентство ООО "Риэлтибел". Действительно, они предлагали данную квартиру, но чтобы получить телефонный номер хозяйки, нужно подъехать в офис, заключить договор об оказании риэлтерских услуг по предоплате. Я так и сделал, приехал в их офис, побеседовал с агентом, он позвонил хозяйке, сказали, квартира есть. Потом я заплатил деньги и после этого не смог дозвониться ни хозяйке, ни риэлтерам. В итоге деньги заплачены, квартиры нет, на телефонные звонки никто не отвечает". Как можно прокомментировать такую деятельность? Как с этим бороться?
У меня лично такие факты вызывают возмущение, потому что нельзя сказать, что сегодня риэлтерские услуги мало стоят. Тот, кто предоставляет услугу за деньги, должен оказывать ее качественно. В данной ситуации видно, что организация просто хотела получить деньги, но особых усилий для предоставления этой услуги не предпринимать. Надо сказать, что с середины лета был пик обращений в риэлтерские организации по найму жилья, и стало поступать все больше жалоб на их деятельность. В том числе эти жалобы касались недобросовестного оказания услуг, невыполнения договоренностей, несмотря на то, что деньги с граждан брались. В этой связи мы вынуждены были провести проверку по ряду жалоб, которая завершилась прекращением действия лицензий в отношении некоторых риэлтерских организаций.

По данному примеру могу сказать, что в октябре поступило несколько обращений граждан с жалобами на деятельность этой организации - ООО "Риэлтибел". На основании проверки по жалобам были установлены множественные нарушения законодательства, и на сегодняшний день стоит вопрос о вынесении этой организации на рассмотрение комиссии по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг. Такая комиссия создана при Министерстве юстиции.

Действия Министерства юстиции в отношении недобросовестных риэлтерских организаций будут самыми принципиальными, потому что жилье - одна из самых важных тем для граждан. Какие-либо нарушения в этой части должны пресекаться кардинальным образом. Конечно, мы не можем делать рекламу или антирекламу каким-то агентствам, но на своем сайте мы разместили список риэлтерских организаций, в отношении которых за последние несколько лет было принято решение о прекращении действия лицензии. Некоторые организации, действие лицензий которых было прекращено, впоследствии регистрировались под иным именем. И в отдельных случаях названия, которые были до момента прекращения деятельности и которые действуют на сегодняшний день, отличаются незначительно – добавлением одного слова. Поэтому всегда можно узнать историю организации.

2012-11-06_slizhevskiy_aleynikov_04.jpg
Был похожий вопрос: что делать с юристами, которые некачественно оказывают услуги? Николай спрашивает: "Каким образом можно привлечь к ответственности юриста, если в процессе оказания юридических услуг он неправильно проконсультировал клиента, в результате чего должностные лица клиента были привлечены к административной или уголовной ответственности?" Министерство юстиции как-то может реагировать на ненадлежащее качество услуг?
Подход такой же, как в случае с риэлтерами. Надо понимать, что каждый конкретный случай должен рассматриваться объективно. Где-то может иметь место юридический риск. Не всегда советы и консультации, которые дает юрист, однозначно могут иметь соответствующие последствия на практике. Но если в действиях юриста усматривается однозначная некомпетентность, если проработка вопроса повлекла серьезные последствия для клиента и видно, что этот юрист должен был предусмотреть подобные последствия, можно представить соответствующую информацию в Министерство юстиции. Оно, как лицензирующий орган, рассмотрит и даст оценку таким действиям лицензиата, вплоть до вынесения соответствующего предписания. Может быть поставлен вопрос и о прекращении действия лицензии.

Олег Леонидович, принят новый закон об адвокатуре, и с апреля следующего года только адвокаты смогут оказывать клиентам помощь в судах. Очевидно, что до этого дня юристам-хозяйственникам, которые сейчас оказывают своим клиентам правовую помощь в судах необходимо перейти в адвокатуру. Вот такой от них пришел вопрос: "Уважаемый Олег Леонидович! Мы с коллегами являемся аттестованными юристами, хотели бы перейти в адвокатуру в порядке, предусмотренном в новом законе об адвокатуре. Как вы знаете, для этого нам необходимо пройти стажировку в качестве стажера-адвоката. Мы обратились в Минскую городскую коллегию адвокатов на предмет прохождения стажировки. Однако нам отказали, сказав, что стажеру положено платить деньги за счет коллегии, а денег у них нет, поэтому принять на стажировку они нас не могут. Получается, с одной стороны, по закону мы имеем право стать адвокатами, а с другой стороны - не имеем возможности. Подскажите, что делать в такой ситуации? Можем ли мы стажироваться бесплатно? Извините, не подписываемся по понятным причинам". Что можно ответить?
Если исходить из буквы закона об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь, должно быть соблюдено несколько условий для прохождения стажировки. Во-первых, должна быть заявка непосредственно от того, кто претендует на прохождение такой стажировки. Во-вторых, решение о том, чтобы направить претендента на стажировку, принимает совет соответствующей территориальной коллегии адвокатов. В-третьих, чтобы такое решение было принято, нужна заявка соответствующих коллегий, юридических консультаций, адвокатских бюро или адвокатов, которые осуществляют деятельность индивидуально. Совокупность этих факторов позволяет пройти стажировку.

Я не могу сказать, почему у конкретных лиц не получается пройти стажировку. Этот вопрос я дополнительно изучу. Когда закон только вступил в силу, мы призывали юристов-хозяйственников не откладывать процедуру перехода на последний день. В части вопроса, можно ли проходить стажировку, отказавшись от оплаты, отвечу: "Нет". Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности предусматривает трудовые отношения между стажером и тем, у кого он проходит стажировку, то есть правоотношения работника и нанимателя. Они всегда подразумевают оплату за труд. В этой связи заработная плата хотя бы в минимальном размере должна уплачиваться и это ложится финансовым грузом на коллегии адвокатов.

Не станет ли этот финансовый груз техническим барьером для вступления юристов-хозяйственников в адвокатуру? Ведь стажироваться сейчас необходимо всем юристам-хозяйственникам, имеющим менее пяти лет стажа в качестве аттестованного юриста. Не получится ли так, что этим техническим (финансовым) барьером мы отсечем новое поколение юристов от перехода в адвокатуру?
Этого не должно случиться в любом случае, потому что дух закона и в целом идея были абсолютно другими. Не было цели кого-то отсечь, наоборот, вовлечь в ряды адвокатуры еще больше молодой крови, грамотных юристов-хозяйственников. Если появилась техническая проблема, которая создала временные трудности в этой части, то я могу сказать одно - она будет решаться.

Пользователь задает вопрос: "Я обращаюсь к вам, Олег Леонидович, от имени большинства работников частных предприятий. У нас нет коллективного договора. Обращались с этим вопросом к директору, он ответил, что коллективный договор ему не нужен. Вправе ли он так нам отвечать? Что нам делать?"
Что касается государственных организаций и предприятий, я думаю, что практически на каждом действуют коллективные договоры. Они предусматривают дополнительные социальные гарантии для работников трудового коллектива. В частных организациях эта проблема действительно есть. Не каждый частник хочет, чтобы у него на предприятии был коллективный договор, в котором необходимо закреплять дополнительные гарантии для работников. В этой связи есть процедура, когда работники предлагают своему нанимателю заключить коллективный договор. Это делает представительный орган работников. По нашему трудовому законодательству, таким представительным органом является профсоюз. То есть соответствующая профсоюзная организация должна выйти с инициативой к нанимателю о создании специальной комиссии по подготовке проекта коллективного договора. Потом разработанный этой комиссией договор предлагается на утверждение нанимателю. При отказе нанимателя применяется процедура, определенная трудовым законодательством.

Вопрос из другой сферы: "Всегда ли при рассмотрении уголовного дела обвиняемому полагается бесплатный адвокат? Может ли суд вынести решение по уголовному делу без показаний обвиняемого и присутствия самого обвиняемого, если он по уважительным причинам не может явиться, так как находится в дальнем зарубежье?"
Для обвиняемых, находящихся в дальнем зарубежье, информация не будет представлять интерес, который бы обнадежил их. Как раз это один из двух случаев, когда уголовное дело может быть рассмотрено в отсутствие обвиняемого: когда обвиняемый находится вне пределов Республики Беларусь и уклоняется от явки в судебное заседание. Если обвиняемый решил спрятаться за рубежом и надеется, что рассмотреть без него дело не смогут, он ошибается. Он может быть привлечен к уголовной ответственности, даже если он уклоняется от явки.

Второй случай, когда уголовное дело может быть рассмотрено в отсутствие обвиняемого: когда лицо, обвиняемое в совершении преступления (если это преступление не представляет большой общественной опасности или является менее тяжким преступлением), признает свою вину и ходатайствует о том, чтобы дело было рассмотрено в его отсутствие.

В законе об адвокатуре и адвокатской деятельности предусмотрены случаи, когда подозреваемому либо обвиняемому оказывается юридическая помощь за счет средств местного бюджета. Во-первых, в случаях, когда проходит дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство, по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, может быть предоставлен адвокат бесплатно.

Такое назначение производится по ходатайству подозреваемого или обвиняемого. Во-вторых, для получения подозреваемым или обвиняемым юридической консультации за счет средств местного бюджета до начала первого допроса в случае задержания или применения меры в виде заключения под стражу. В-третьих, в случаях, когда участие защитника по материалам и уголовному делу обязательно, а подозреваемый или обвиняемый не имеет защитника. Есть еще один случай: при невозможности для избранного подозреваемым или обвиняемым защитника участвовать в первом допросе подозреваемого или обвиняемого не позднее 24 часов с момента обретения положения защитника или неявки его в тот же срок для участия в производстве следственных и других процессуальных действий.

Олег Леонидович, вот пользователь интересуется: "Нужна ли лицензия Министерства юстиции для работы в качестве индивидуального предпринимателя по разработке кадровых документов и документов по охране труда для ведения кадрового делопроизводства для юридических лиц?"
Надо понимать, что такое юридические услуги. Есть положение, утвержденное указом Президента № 450. Этим положением к юридическим услугам относятся: возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов; ведение правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя; ведение документации и осуществление хранения документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Исходя из этого перечня, я вижу, что деятельность, которую осуществляет автор вопроса, подпадает под определение юридических услуг и соответственно является деятельностью, подлежащей лицензированию. В этой связи я бы рекомендовал подавать документы и получать лицензию, чтобы легально заниматься своим бизнесом.

Вопрос об алиментах: "Мать - инвалид нерабочей группы. Могут ли быть увеличены алименты с отца на ребенка, если бюджет семьи (мама и ребенок) менее двух прожиточных минимумов?"
По общему правилу, которое предусмотрено Кодексом о браке и семье, в случае если в семье один ребенок и родители разошлись, на одного ребенка выплачивается 25% от дохода родителя, который обязан эти алименты выплачивать. На двух детей – 33%. Законодатель предусматривает несколько случаев, когда бывший супруг по решению суда может быть обязан выплачивать содержание на бывшего супруга, который не обладает достаточными средствами. Во-первых, до достижения общим ребенком возраста 3 лет, если родитель осуществляет уход за ребенком. Во-вторых, до достижения общим ребенком-инвалидом 18 лет, если супруг осуществляет уход за ребенком-инвалидом. В-третьих, в случаях, когда на время осуществления ухода за общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком тоже требуются средства на содержание.





Архив проекта